Емкость рынка - какие виды емкости рынка существуют, как посчитать емкость рынка

Из данной статьи вы узнаете:
Что такое емкость рынкаКакие виды емкости существуют
Как посчитать потенциальную емкость
Как посчитать фактическую емкость
Как посчитать доступную емкость
Как посчитать реально достижимый объем
Как посчитать финансовую емкость
Как посчитать финансовую емкость рыночной ниши

Емкость рынка - это



Емкость рынка - это показатель который отражает либо:
  • потенциальный спрос на продукт – если мы применяем один способ расчета
  • объем товаров/услуг, которые уже были реализованы на данном рынке в определенный период - если мы применяем другой способ расчета

Что такое рынок

    Какие виды емкости рынка существуют 
    Вы видите их на рисунке: 
    это потенциальная емкость (РАМ), фактическая емкость (ТАМ) и доступная емкость (SAM). 
    Дополнительно еще есть еще частный случай доступной емкости, который называется:
     «Реально достижимый объем» (SOM)

    Что такое потенциальная емкость, 
    как посчитать потенциальную емкость



    Потенциальная емкость – это потенциальный объем рынка, тот случай, когда любой представитель вашей (максимально расширенной) целевой аудитории потенциально может покупать ваш продукт.

    Например, у вас салон красоты в неком городе и вы оказываете разные услуги мужчинам и женщинам в возрасте 18-65 лет и чисто теоретически (потенциально) они все могут пользоваться вашими услугами.
    То есть – в Потенциальную емкостьпопадают все мужчины и женщины города, данной возрастной категории. Сложно ли посчитать количество таких людей, сложно ли посчитать потенциальную емкость?

    Очень легко! Для этого достаточно воспользоваться статистикой по демографическим данным, которые вы найдете в открытых источниках.

    Но ведь это очень, очень грубый подсчет!
    Безусловно! Но он нам нужен по двум причинам:

    Потенциальная емкость – это недостижимая для любого бизнеса цифра – это идеал, к которому надо стремиться. И рассчитываем мы потенциальную емкость, по двум причинам:

    во-первых, чтобы понимать, а есть ли вообще деньги в этой рыночной нише,  в данной конкретно локации? А перспективы для роста есть? А перспективы для кратного роста бизнеса есть? Когда мы хотим понять, а можно ли в бизнесе, с нашим продуктом "вырасти" не на 20%, не в 2 раза, а, кратно, например, раз в 10 или в 100;
    .
    во-вторых: без расчета потенциальной емкости мы не сможем рассчитать следующие виды емкости, которые нам, собственно и ответят на вопрос: а на какую сумму выручки мы можем рассчитывать.

    И следующий вид емкости, посмотрите снова на рисунок - это фактическая емкость

      Что такое фактическая емкость, 
      как рассчитать фактическую емкость рынка 



      Фактическая емкость (ТАМ - общий объем целевого рынка) - это объем текущего спроса на ваши товары и услуги
      То есть, в примере с салоном красоты: - это количество людей, которые уже пользуются услугами салонов красоты. Которые в принципе посещают салоны.
      Как узнать сколько таких людей? Я подробно объясняю в курсе: Финансовая емкость рыночной ниши. На конкретных примерах. А также даю таблицу для расчетов с встроенными формулами, которая позволяет все рассчитать быстро и максимально просто.

      Но для того, чтобы рассчитать фактическую емкость - нам необходимо надо знать… потенциальную. Понимаете, здесь нет лишних расчетов. Один расчет является следствием другого.



        Зачем и как считать фактическую емкость рынка 



        Фактическую емкость мы считаем, чтобы понимать, а есть ли реальный спрос на продукт. В каком объеме? Сколько это в деньгах? А вам этого достаточно? Замечу, что для многих рыночных ниш, которые традиционно выбирает малый и микробизнес -  уже здесь потенциальных денег будет недостаточно.

        Пример расчета: предположим, вы в небольшом городке открыли салон, ну, допустим по продаже свадебных платьев. Узнали, сколько браков регистрируется в вашем городе в год, пусть 300. Продаются они по цене, неважно, я понятия не имеют сколько стоят те, которые продаете вы. Пусть для простоты расчетов 20000. 300х 20 000 = 6 000 000 – это фактическая емкость вашей рыночной ниши. Если мы разделим ее на 12 месяцев – получим 500 тысяч/месяц.То есть больше, этой суммы, на продаже этого продукта, по этой цене, в данной локации заработать физически невозможно. Вы столкнулись с ограничением по спросу.

        То есть, эту цифру (фактическую емкость рынка/рыночной ниши) мы рассчитываем для того, чтобы выяснить размер реального текущего спроса на тот или иной продукт.

        При этом ВАЖНО понимать, что:

        1) речь здесь идет не о прибыли, а только о выручке, а у вас есть расходы

        2) эти деньги вы еще и разделите с конкурентами, потому что Фактическая емкость рынка включает в себя и клиентов всех ваших конкурентов.

        3) не все, сколько у нас там было, 300 невест, купят в принципе свадебное платье.

          Упрощенный алгоритм расчета 
          финансовой емкости рыночной ниши

          В данном примере (выше) приведен алгоритм расчета финансовой емкости рыночной ниши по упрощенному методу, который НЕ учитывает этот, критически важные для правильного расчета моменты:

          ⛔️НЕ все невесты города будут выходить замуж в классическом свадебном платье;
          ⛔️НЕ все невесты, которые все же купит - купят платье в этом городе;
          ⛔️НЕ все невесты, которые купят платье в этом городе, купят его у вас.

          А эти моменты учесть необходимо! Так как это прямо влияет на цифры, которые мы получим в итоге, а, соответственно управленческие на решения, которые будем принимать. 
          Как учесть эти моменты, как сделать это правильно - я показываю в курсе "Финансовая емкость рыночной ниши", а также показываю разницу в цифрах потенциальной прибыли, которая получается - если УЧЕСТЬ эти моменты и если их НЕ УЧЕСТЬ в расчетах.



          И нам, осталось разобрать еще два вида емкости:
          • Доступную емкость рыночной ниши SAM
          • Реально достижимый объем SОM
          Ими мы займемся, во второй части данной статьи.